Тютчев и Фет

Поэзия «чистого искусства»
1. Особенности поэзии «чистого искусства»

признаки
1
Поэзия намеков, догадок, умолчаний
2
Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта
3
Искусство не должно быть связано с жизнью
4
Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира
5
Это поэзия для избранных
2. Основные темы поэзии «чистого искусства»
любовь
природа
искусство
Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота
Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам
Певучесть и музыкальность

Поэзия А.А. Фета
Главный мотив и идея творчества Фета – красота. Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий и печали окружающей жизни и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться».
Природа в стихотворениях поэта
Время года
Как представлено в творчестве
Русская весна
Пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи.
Русское лето
Сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью
Русская осень
Пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях
русская зима
Бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле
Явления природы у А.А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныши другие, и каждая птица показана в ее своеобразии.
Сравнение поэзии о природе у Фета и Некрасова
Фет
Некрасов
Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом
Природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку
Особенности пейзажной лирики:
·        Стремление  к фиксации изменений в природе
·   Наблюдение об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются     как фенологические приметы;
·     Изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов;
· Точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей Росси
Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе
Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом?
Термин «импрессионизм» образован от французского слова, то означает впечатление.
1.      Преклонение перед чистой красотой
2.      Нарочитая красивость, даже банальность
3.      Постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»
4.      Стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах
5.      Поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом.
Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».
Яркий пример импрессионизма в поэзии – стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»
Что такое природа в стихотворениях Фета?
·         Сумрачные осенние дни
·         Первый весенний дождик
·         Томительный среднерусский полдень
·         Короткая северная ночь
·         Плач комаров
·         Хриплый призыв коростели
Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…»
1843год, это поэтический манифест А.А. Фета.
Здесь три поэтических предмета - природа, любовь и песня, они тесно переплетены и образуют фетовскую вселенную красоты:
Природа: рассказать, что лес проснулся….
Любовь: Рассказать, что с той же страстью…
Песня: Рассказать, что отовсюду
             На меня весельем веет….
Используется прием олицетворения, одушевляет природу, она у него живая; поэт полон жажды любви и творчества
4 строфы: первые 2 – о пробуждении природы, вторые – о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу – этот прием называется психологическим параллелизмом.
В стихотворении звучит музыка весны, счастья, радости, солнечного света. Все эти мелодии сливаются в одну – в мелодию юной души, окрыленной любовью.
Анализ стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»
Сравнение с картинами импрессиониста
Три строфы о любовном свидании. Без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряженное лирическое переживание. Это стихотворение сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка: написанные легкими мазками, даже точками («Гавань в Марселе», «Сосна»), они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам синтезирует нужный свет. Примерно то же самое происходит при чтении стихотворения Фета.
Первое четверостишие
Описание вечера дано мелкими мазками – существительными (шепот, дыханье, серебро, колыханье). Соединенные с эпитетами, они передают ощущение от встречи влюбленных.
Второе четверостишие
Описание ночи любви. В первой строке эпитет ночной усиливает магию ночи, волшебно изменившую черты лица возлюбленной.
Третье четверостишие
Утро. Слёзы счастья и расставания. Используется прием психологического параллелизма: картины природы в красках зари соответствуют состоянию души влюбленных:
И лобзания, и слезы,
И заря, заря…
Многоточие не заканчивает ночь любви.
Обобщение
В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания.
Использованы чередующиеся длинные и короткие строчки – это усиливает напевность, музыкальность.
Хотя нет ни одного глагола, но присутствует ощущение движения.
      Фет о творчестве
«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит»
« Целый мир от красоты»
«Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться»

Поэзия Ф.И. Тютчева
1.    Поэзия Ф.И. Тютчева стала известна в России  лишь в 50-е годы 19 века. Поэт покинул родину в 18 лет, 22 года провел за границей.
2.    Наполнена любовью к России, размышлениями о ее судьбе. Поэту принадлежат строки, ставшие известным афоризмом: «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить: //У ней особенная стать –// В Россию можно только верить».
3.    Отражает исторические события, которые волновали поэта и свидетелем которых он был: война 1830 и 1848гг в Европе, польское восстание, Крымская война 1853-1856гг, реформы 1861г, Парижская Коммуна, Франко-прусская война 1870-1871гг.
4.    Отличается стремлением не столько активно вмешиваться в жизнь, сколько осмыслять ее; склонность к самопознанию и познанию окружающего мира; умение видеть двойственность во всем: в природе, космосе, любви.
5.    Лирику Тютчева условно подразделяют на философскую, пейзажную, гражданскую и любовную, но темы эти тесно переплетены.
6.    Удивительна по образности. Поэт был поклонником женской красоты, вдохновлялся любовью к женщине, и большинство его стихотворений о любви имеют точный адрес. И.С. Тургенев сказал: «О Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии вообще».
Особенности поэзии Ф.И. Тютчева
· Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных, абстрактных категорий
·      Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии
·      Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен
·      Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева
Гражданская лирика
«14-е декабря 1825»
Поэт трагически ощущает свое время, кризисное состояние мира, стоящего накануне исторических потрясений. Считает, что они противоречат нравственности, духовным запросам человека.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена, -
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, сохранена.
«Цицерон» (1830)
Поэт чувствует величие революционных потрясений истории: «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»
Это счастье, по мнению поэта, заключается в том, что в эти «минуты роковые» получат, наконец, освобождение те помыслы, мечты и устремления, которые долгое время подавлялись и не находили ни выхода, ни своего развития.
«Эти бедные селенья…» (1855)
В стихотворении выражены характерные для гражданской лирики чувства сострадания и любви к русскому народу, «удрученному ношей крестной», к его бесправию и долготерпению.
Философская лирика
Философские идеи поэта о непознаваемости мира, о человеке как о ничтожной частице в бесконечной Вселенной, о роли судьбы в жизни человека, о том, что истина скрыта от людей в пугающей бездне, что «мысль изреченная есть ложь» - все они нашли отражение в поэзии Тютчева.
«Фонтан» (1836)
Поэт противопоставляет судьбу человека. Он понимает судьбу человека как слепую силу, перед которой человек бессилен. Параллельно развиваются две темы: мысли и струи фонтана. Оно состоит из двух восьмистиший. В первом создан образ фонтана («облаком живым», «пламенеет, дробится», «пылью огнецветной»), во втором отражена природа человеческой мысли: мысли, как фонтан, стремятся ввысь, но есть некий предел, граница для них. Поднявшись на «недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты. Кем установлены границы? «Длань незримо-роковая» - вот поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который человеку не дано.
«День и ночь» (1839)
Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи. День – это иллюзия, он прекрасен, но это лишь оболочка, скрывающая мир истинный, открывающийся ночью. Ночь – это бездна, первозданный хаос, из которого все пришло и в который все уйдет. Ночь манит и пугает, она непознаваема, как и душа человека. Солнечный свет скрывает страшную бездну, поэтому днем человеку кажется, что он способен все объяснить в жизни и ею управлять. Постичь ночь человек не в состоянии – она отражение его души, поэтому он страшится ее наступления.
Пейзажная лирика
Природа имеет два образа: хаотический и гармонический. Человек может увиеть, услышать и понять удивительный мир природы, ее язык, когда достигает гармонии и единения со всем миром, с космосом – «Всё во мне и я во всём»
Так связан, съединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества
«Не то, что мните вы, природа…» (1830)
Правильнее было бы назвать пейзажную лирику Тютчева пейзажно-философской. Пейзажи наделены символическим смыслом. Поэт считает, что природа живет более осмысленно и ярко, пока человек не вмешивается в ее жизнь. Природа одухотворена, олицетворяет ту «живую жизнь», по которой тоскует человек.
Любовная лирика
Что такое любовь?
· «Самоубийство»
· «блаженство и безнадежность»
· «поединок роковой»
· «буйная слепота страстей»
· «это стихия»
Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»
Посвящен Елене Александровне Денисьевой. Представляет собой лирическую повесть о любви – от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной.
«Весь день она лежала в забытьи…»
Одно из самых скорбных стихотворений цикла: о неотвратимом угасании любимо на фоне летнего буйства природы, о её уходе в «вечность», о безнадежности и горечи: «О Господи!.. и это пережить! И сердце на клочки не разорвалось…»
«Близнецы»
Мотив смерти нерасторжимо переплетается с мотивом любви: «и кто в избытке ощущений, когда кипит и стынет кровь, не ведал ваших искушений – Самоубийство и Любовь»
«Предопределение»
Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него: « Любовь… - союз души с душой родной – их соединенье, сочетанье, и … поединок роковой»
О, как убийственно мы любим…»
Любовь наполнена трагедийным звучанием. Она рождается из боли, невыносимых страданий, острого чувства потери, вины и раскаяния. Звучит страстное желание поэта искупить вину перед любимой.
Стихи, посвященные Амалии Лерхенфельд
«Я помню время золотое…»
Познав сладость и восторг  первой  и последней любви, Тютчев называет это время золотым.
«Я встретил вас…»
Звуки музыки любви никогда не умолкают – «жизнь заговорила вновь»

Комментариев нет:

Отправить комментарий