Читательский дневник

Задание 1.
Прочитать произведение В. Закруткина "Матерь Человеческая"
Работы сдать  10 октября.

Люди – это всегда дети своих матерей…
ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…
Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!
М. Горький “Сказки об Италии”.
…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть.
В. Закруткин “Матерь человеческая”.

«Матерь Человеческая» Виталия Закруткина - одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писатель заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу женщины, которая способна своей самоотверженной любовью  спасти  и сохранить погибающий мир . Сколько ни читаешь эту небольшую повесть, всегда переживаешь потрясение. Вечное остаётся вечным, и оно  нужно нам сегодня так же, как тем, далёким, которые впервые поклонились Матери и воздали славу её терпению и любви.
  1. Почему автор пишет, что не имеет права забыть «эту женщину»? Почему Мария напомнила ему Богоматерь?
  2. На глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова, односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и ни кого, кроме нее самой. Зачем жить? И Мария молится: « Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты все-таки  есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное… И хаты наши все спалили, одна зала от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили…Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…»
     Почему Мария пересиливает свою боль, поднимается над горем и остается жить?
3. Осознать свою миссию помогают Марии не только мертвые, но и живые. И один из них - солдат Вернер Брахт.   Обратившись к тексту, опиши, кого увидела Мария в погребе.  Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?
4. Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что остановило женщину? Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?
5.      Вспомните, в какие ещё моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства.
6.      Когда она начинает ощущать себя матерью всех?
7.      Что же помогло ей выжить?
8.      Какие темы звучат в произведении? 
9.       Какие проблемы поднимают эти темы? 
10.  Что помогло Марии выжить, победить злобу, месть, желание умереть? (развернутый ответ - 5-10 предложений)

11.  Чем меня тронула повесть В.Закруткина «Матерь Человеческая? (развернутый ответ - 5-10 предложений)



Задание 2. 

(работы сдать 24  ноября)

И. Гончаров "Обыкновенная история"

      1.      . История создания романа.
    2.   Опираясь на высказывания о произведении, выделите ключевые слова и определите актуальность романа Гончарова.
    а) В.Г. Белинский: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный! А какую пользу принесёт она обществу! Какой она страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!»
   б) А.М. Скабичевский (критик): «Роман этот был прочитан… и произвёл на меня ошеломляющее впечатление. В герое его, Александре Адуеве, я тотчас же увидел себя, столь же, как и он, сентиментально прекраснодушного и, подобно ему, занимающегося хранением волосков, цветочков и тому подобных «вещественных знаков несущественных отношений». Мне так сделалось стыдно этого сходства, что я тотчас же собрал все хранимые мною сувенирчики, предал их сожжению и дал себе слово никогда более не влюбляться».
В) И.А. Гончаров: «Обыкновенная история» - первая галерея, служащая преддверием к следующим двум галереям, или периодам русской жизни, то есть к «Обломову» и «Обрыву», или к «Сну» и «Пробуждению»…
3. Каким представляется вам Александр Адуев?
4. Каковы его перспективы и шансы на самостоятельную жизнь?
5. Как отделался от племянника Пётр Иванович Адуев? Как чувствует себя Александр Адуев при встрече с дядей?
6. Опишите размышления героя. Как они его характеризуют?
7. Диалоги дядюшки с Александром.
(часть 1, глава 2, стр.56 -77, от слов «Вечером, в 11 часов, дядя прислал звать его пить чай..» до слов «Утром Петр Иванович привёз племянника в департамент…») Какое впечатление произвели герои друг на друга?
8. Жизненные уроки старшего Адуева.
9. Каким стал Александр Адуев спустя два года? Докажите, что уроки дядюшки не прошли даром.

10. Ваше отношение к герою и его образу жизни.


Задание 3.
Прочитать произведение  А.Н. Островского "Бесприданница". Подготовиться к уроку (примерно 19 января)
Выполнить следующие индивидуальные задания:
1. Лариса и её мать Харита  Игнатьевна. Философия жизни матери. 
Почему так поступает с дочерью? 
2. Лариса и её друг детства Вожеватов. Кто он такой? Его философия жизни. 
Почему он не помог Ларисе?
3. Лариса и купец Кнуров. Дать характеристику данному герою. 
Почему он так поступает?
4. Лариса и Паратов. Охарактеризовать  Паратова, его жизненную философию. Почему Лариса назвала его идеалом?Почему он так поступает с Ларисой?
5. Лариса и Карандышев. Его жизненная философия. Любит ли он Ларису? Почему он так поступает с Ларисой?

Задание 4.
Прочитать произведение Н.С. Лескова"Очарованный странник". Знать содержание произведения. На уроке (20 апреля) будут предложены вопросы на знание текста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий