Слово о "Грозе"...
Драму Островского "Гроза" И.С. Тургенев охарактеризовал как "удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта".
Пьеса была написана в 1859 году, в то же время поставлена в театрах Москвы и Петербурга и в 1860 году появилась в печати. Появление произведения на сцене совпало самой острой полосой в истории 60х годов. Это был период, когда русское общество жило напряженным ожиданием реформ, когда многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты, когда Чернышевский звал народ "к топору".
Особое внимание русских писателей в это время привлекли три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы - разночинной интеллигенции и положение женщины в стране.
Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требовавшая неотложного освещения. Это - тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, тирания, под гнетом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота, зависевшая от капризов самодуров. Показать всю экономическую и духовную тиранию "темного царства" - вот задача, которую поставил перед собой автор пьесы "Гроза".
Протест против отживших устоев жизни находит выражение в пьесе прежде всего в самоубийстве Катерины. "Лучще не жить, чем жить так!" - вот что означало самоубийство Катерины. Такого приговора общественному быту русская литература до появления "Грозы" ещё не знала.
Трагический конфликт живого чувства Катерины и мёртвого уклада жизни - это основная сюжетная линия пьесы. Но, как правильно указал Добролюбов, зрители и читатели думают "не о любовной интриге, а обо всей жизни". Это значит, что обличительный пафос "Грозы" распространяется на самые разнообразные стороны русского быта, затрагивая самые его основы. Он звучит в той или иной форме в речах Кулигина, Кудряша, Варвары и даже безответного Тихона. "Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!"- восклицает Борис. Это предвестие крушения старых форм жизни. Обречённость "Темного царства" начинает понимать даже Кабаниха, эта властная блюстительница домостроевского уклада. "Старине приходит конец", - мрачно заявляет она.
Так, в драме "Гроза" Островский вынес суровый приговор "темному царству", которое уродует души людей и даже доводит до самоубийства, и, следовательно, тому строю, который всемерно поддерживается Дикими и Кабанихами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий