Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание»
1.
История создания романа
·
Замысел написания
романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф.М. Достоевского на каторге.
9 октября 1859 года из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман…Не
помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь – роман, который я хотел писать
после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я свершено решил
писать его немедля… Все сердце мое кровью положится в этот роман. Я задумал его
в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…. Исповедь
окончательно утвердит мое имя».
·
Замысел романа
вынашивается автором более 6 лет
·
В Висбадене в
1865 году Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для
будущего романа «Преступление и наказание»
·
Сам Достоевский
определяет содержание своего произведения таким образом: «Это – психологический
отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из студентов
университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по
легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным,
«недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из
скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную
советницу, дающую деньги на проценты…
В повести моей, кроме того, намек на ту мысль, что
налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает
преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его
нравственно требует».
2. Сюжет,
композиция, жанр
Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается
на две неравные части, которые и составляют основу сюжета: преступление и его
причины и действие преступления на душу преступника.
Особенности композиции романа также связаны с
содержанием:
преступление
|
наказание
|
Занимает
1 часть повествования
|
Описывается
в 5 частях
|
Рассказывается
о замысле и совершении преступления
|
Рассказывается
о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному
раскаянию
|
Жанр романа
· Социально-бытовой
· Детективный
· Любовный
· Психологический
· Философский
· Религиозный
Число «три» в романе
Марфа Петровна
|
Оставила
три тысячи рублей Дуне по завещанию
Выкупила
Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников
«Три
раза приходила» к Свидригайлову
|
Соня
|
Вынесла
Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек
Катерине
Ивановне «выложила тридцать целковых»
В
ее комнате три больших окна
|
Свидригайлов
|
Хотел
предложить Дуне до тридцати тысяч
Вручает
Соне три билета
|
Раскольников
|
Трижды
позвонил в колокольчик старухи
Трижды
встречает с Порфирием Петровичем
Думает,
что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола
|
Дуня
|
Стреляет
в Свидригайлова в трех шагах
|
Разумихин
|
Три
часа дожидается, пока проснется Раскольников
|
Число «семь» в романе
Согласно
учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума.
Число 7 называют «истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа
3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4,которое относятся к
числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом
«союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
Деталь,
эпизод романа
|
Как
связано с числом 7?
|
Сам роман
|
Состоит
из 6 частей и эпилога
|
1-я и 2-я части романа
|
Состоит
из 7 глав
|
7 часов вечера
|
Роковое
время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство
старухи-процентщицы
|
7 лет каторги
|
Такой
срок определен в качестве наказания
|
7 лет
|
Прожил
Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной
|
7 детей
|
У
портного Капернаумова
|
Раскольников в 7 лет
|
Видит
сон, в котором представляет себя семилетним мальчиков
|
730 шагов
|
До
дома старухи-процентщицы
|
Родион Раскольников
Роман об убийце, поддавшемся
«недоконченным идеям», уже известным в обществе, мечтающем доброй жизнью
загладить свое преступление.
Анализируются идеи периода
смуты, которые «загрязнили умы молодежи» и которые подлежали ниспровержению во
имя «русских народных начал». Роман – результат раздумий автора над судьбами
России в переломный период ее развития (В1866 году произошло покушение
Каракозова на Александра Второго). В трагедии Раскольникова Достоевский
показывает трагедию нигилизма: Базаровы должны переродиться в Раскольниковых,
по мысли Достоевского. Автор прибегает к
доказательству методом от противного: Базаров, если он последователен в своем
отрицании, должен возомнить себя «кандидатом в Наполеоны».
Главный герой романа –
разночинец, бедный студент. Он моложе Базарова на 6-7 лет. Приехал в Петербург
из провинции. Родился в бедной, но дружной семье. Имеет трудный характер.
Наделен привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с прекрасными
темными глазами…ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой,
талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В
его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое человеческое
достоинство, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее
собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом
умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны едва знакомого ему
Мармеладова.
Бедный студент решает убить
старуху-процентщицу, потому что она «никуда не годна», «никому не полезна».
Между тем ее убийство будет полезно ему: он спасет мать и сестру, докончит
курс, поедет за границу. Раскольников соблазнился утилитарной моралью,
выводящей все поведение человека из принципа разумной пользы. Провозвестники
этого нового морального кодекса не осознавали его полной безнравственности.
Чернышевский и его ученики продолжали считать себя гуманистами и мечтать о
счастье всего человечества. Таков же и Раскольников. Совершив
«разумно-полезное» преступление, он намеревался потом всю жизнь быть честным,
твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству». Эту вопиющую
ложь «гуманного утилитаризма» Достоевский собирается разоблачить, доказав, что
«экономически принцип» приводит не к всеобщему благоденствию, а к взаимному истреблению.
Что же это за теория?
Теория
Раскольникова
В
романе автор представляет теорию Раскольникова о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные
люди
|
Необыкновенные
люди
|
«материал,
служащий единственно для зарождения себе подобных»
|
«Имеющие
дар или талант сказать в среде своей новое
слово»
|
Живут
в послушании
|
Переступают
закон во имя лучшего
|
Эти
люди не могут заслужить к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей
придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям»
|
Если
ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через
кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение
перешагнуть через кровь»
|
«Обыкновенный»
человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи
|
Ликург,
Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы
жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью
пролития крови.
|
Раскольников
в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен
прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество
счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в
необходимости насилия и пролития крови.
«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот
вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова. Кто он сам: «тварь
дрожащая» или «право имеет»? Герой не
учитывает самого главного: убийство противно самой природе человека.
|
Основная формула теории Раскольникова:
·
За одну жизнь –
тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения
·
Одна смерть и сто
жизней взамен
·
«Да ведь тут
арифметика!»
·
Герой ищет ответ
на вопрос: можно ли, преступив законы
нравственности, прийти к счастью?
Причины
преступления
социальные
|
нравственные
|
Крайняя
степень нищеты героя
|
Желание
проверить теорию
|
Болезненное
и раздраженное состояние героя
|
Понять,
к какой категории относится сам герой (Раскольников)
|
Всеобщая
несправедливость жизни
|
Боль
за униженных бедных, великая любовь к людям
|
Знакомство
с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье
|
|
Письмо
матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни
|
|
Встреча
на бульваре с обманутой девушкой
|
|
Исторические
|
|
Теория
выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной
ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.
|
Раскольников
о мотивах преступления в разговоре с Соней:
1.
|
…ну
да, чтоб ограбить
|
2.
|
…если
б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь…счастлив был!
|
3.
|
Вот
что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…
|
4.
|
Ну,
вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые
годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после
университета… и на новую независимую дорогу стать…
|
5.
|
И
Я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и
властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав…
|
6.
|
И
не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не только деньги
нужны были, как другое… Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать
тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я
переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я
дрожащая, или право имею…
|
Хроника преступления
Было
задумано
|
Произошло
на самом деле
|
Назначил
время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома
|
Чуть
не пропустил назначенного времени
|
Поменять
шляпу на картуз
|
Забыл,
пошел в шляпе
|
Взять
топор в кухне
|
В
кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника
|
Должен
был быть осторожным и предусмотрительным
|
Забывает
проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы
|
Собирался
убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету
|
Убивает
и Лизавету, самую незащищенную и слабую
|
На
вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым
близким для него людям
|
Не
может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден
отгородиться молчанием
|
1.
Две правды в романе
Соня
|
Раскольников
|
преступники
|
|
Преступает
нравственный закон
|
Преступает
уголовный закон
|
Чтобы
облегчить жизнь близких, приносит в жертву себя
|
Чтобы
проверить правильность своей теории, приносит в жертву двух беззащитных
женщин
|
Страдания
достигают предела. Идет на позор, унижения
|
Бунтарь,
не желающий смириться с несправедливыми законами общества
|
Не
возмущается и не протестует. Ее удел – незаметное подвижничество
|
Мания
превосходства и вседозволенности
|
Все
ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами
|
Свои
действия совершает на основании придуманной теории о «сильной личности».
Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность
индивидуализма
|
Героев
спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев
приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.
|
Главные черты Сони
Мармеладовой
Самопожертвование
|
Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка
приносит себя в жертву. Вся ее жизнь – самопожертвование. Когда Раскольников
говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его
прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет?» Любовь к ближним
лишает ее даже такого выхода, как смерть.
|
Смирение
|
Девушка не возмущается и не протестует - она покорилась
судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова.
Терпение Сони и ее жизненная сила во
многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не
вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все ее поступки определяются
христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру
человеческого ей помогает вера в Бога.
|
Всепрощение
|
Именно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным
возрождением. Ее исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце
увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение
Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она
вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни.
Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня, по
замыслу автора, несет в себе Божественное начало.
|
Оценочная лексика:
Лужин: Делец. Высокомерный. Притворщик. Себялюбец и эгоист.
Деньги – единственный его бог. Нет предела беззастенчивости и наглости. Хочет
произвести выгодное впечатление. Готов «преступить все препятствия». Живет по
принципу «все дозволено». Угрызения совести и сострадание незнакомы ему.
Свидригайлов: Жестокий, непорядочный, циничный (наглое, бесстыдное
поведение и отношение в чему-либо, проникнутое пренебрежением к нормам
нравственности и благопристойности). Умный, наблюдательный. Нравственно
опустошенный человек.
Раскольников:
Резкая смена настроений; чуткость,
отзывчивость, боль за человека, острая реакция на несправедливость и зло –
холодая раздражительность, равнодушие, даже жестокость. Ранимое сердце,
сопричастность к судьбам бедных людей. Болезненно раздражительная натура. Живая
и сложная душа. Боец. Интеллегентность. Мечта о совершенстве и гармонии мира.
Мысли о праве «сильной личности». Его теория оправдывает «кровь по совести».
Мания превосходства и вседозволенности. Убийство – проверка самого себя,
испытание. Благородство цели и
бесчеловечность ее достижения. Бунтарь, не желающий смириться с
несправедливыми законами общества. Потрясен случившимся. Чувствует уязвимость
своей «теории». Несостоятельность и обреченность индивидуализма. Оказывается
виновником смерти матери. Справедливость возмездия.
Вывод:
Раскольников
и Свидригайлов умны и наблюдательны, совпадают их отношения к Петербургу;
одинаково презирают Лужина; оба в женщине ценят самопожертвование. Однако это
сходство и взаимный интерес не затрагивает их чувств: Раскольников испытывает
глубокое отвращение к Свидригайлову - «грубому злодею», «развратнику и
подлецу».
А
все же их тянет друг к другу! Свидригайлову Раскольников «любопытен», а для
Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний
и сумевший заглушить в себе голос совести.
Оба
они преступники. Но, как говорит автор, «даже злодейство не могло у них быть
одинаково»: Раскольников сохранил в себе человечность и испытывает жесточайшие
муки совести, в то время как Свидригайлов лишен нравственных устоев, морально
опустошен.
Итак,
Лужин и Свидригайлов, «сильные мира сего», живут и действуют по принципу «все
дозволено», т.е. по существу следуют теории Раскольникова. Только у него она
облекается в гуманистическую оболочку рассуждений о борьбе за человеческое
счастье, а у них откровенно бесчеловечна, цинична.
Домашнее задание на 17 апреля.
Задание выполнять на листочке.
Задание выполнять на листочке.
1) Прокомментируйте слова Мармеладова: «Господин Лебезятников,
следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше
время даже наукой воспрещено и что так
уже делается в Англии, где политическая экономия».
Расходятся ли эти слова с
авторской позицией? С Библией?
2) Подготовить материал на тему "Теория Раскольникова".
Темы для сочинений
1) Что поможет в выборе
правильного пути?
2) «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет
нас выбирать дорогу» (О.Генри)
3) «Следование путем добра
– путь самый приемлемый и единственный для человека» (Д.С.Лихачёв)
4) Как легко сбиться с
пути…
5) «У каждого из нас есть
только одно истинное призвание - найти путь к самому себе» (Герман Гессе)
6) Что важнее: любить или
быть любимым?
7) Можно ли обойтись в
жизни без любви?
8) «Тот, кто любит, должен
испытать участь того, кого он любит».
(М. А.Булгаков)
9) «Главный-то дом человек
в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф.А.
Абрамов)
10)
Какие нравственные проблемы, поднятые в
произведении
Ф.М. Достоевского, Вам интересны?
Комментариев нет:
Отправить комментарий