Ф.М. Достоевский

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1.      История создания романа
·         Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф.М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 года из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман…Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь – роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я свершено решил писать его немедля… Все сердце мое кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…. Исповедь окончательно утвердит мое имя».
·         Замысел романа вынашивается автором более 6 лет
·         В Висбадене в 1865 году Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание»
·         Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это – психологический отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты…
В повести моей, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».
 2. Сюжет, композиция, жанр
Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части, которые и составляют основу сюжета: преступление и его причины и действие преступления на душу преступника.
Особенности композиции романа также связаны с содержанием:
преступление
наказание
Занимает 1 часть повествования
Описывается в 5 частях
Рассказывается о замысле и совершении преступления
Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию
Жанр романа
·   Социально-бытовой
·   Детективный
·   Любовный
·   Психологический
·   Философский
·   Религиозный

Число «три» в романе
Марфа Петровна
Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию
Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников
«Три раза приходила» к Свидригайлову
Соня
Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек
Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых»
В ее комнате три больших окна
Свидригайлов
Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч
Вручает Соне три билета
Раскольников
Трижды позвонил в колокольчик старухи
Трижды встречает с Порфирием Петровичем
Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола
Дуня
Стреляет в Свидригайлова в трех шагах
Разумихин
Три часа дожидается, пока проснется Раскольников
Число «семь» в романе
Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума. Число 7 называют «истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4,которое относятся к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
Деталь, эпизод романа
Как связано с числом 7?
Сам роман
Состоит из 6 частей и эпилога
1-я и 2-я части романа
Состоит из 7 глав
7 часов вечера
Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы
7 лет каторги
Такой срок определен в качестве наказания
7 лет
Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной
7 детей
У портного Капернаумова
Раскольников в 7 лет
Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиков
730 шагов
До дома старухи-процентщицы

Родион Раскольников
Роман об убийце, поддавшемся «недоконченным идеям», уже известным в обществе, мечтающем доброй жизнью загладить свое преступление.
Анализируются идеи периода смуты, которые «загрязнили умы молодежи» и которые подлежали ниспровержению во имя «русских народных начал». Роман – результат раздумий автора над судьбами России в переломный период ее развития (В1866 году произошло покушение Каракозова на Александра Второго). В трагедии Раскольникова Достоевский показывает трагедию нигилизма: Базаровы должны переродиться в Раскольниковых, по мысли Достоевского.  Автор прибегает к доказательству методом от противного: Базаров, если он последователен в своем отрицании, должен возомнить себя «кандидатом в Наполеоны».
Главный герой романа – разночинец, бедный студент. Он моложе Базарова на 6-7 лет. Приехал в Петербург из провинции. Родился в бедной, но дружной семье. Имеет трудный характер. Наделен привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами…ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое человеческое достоинство, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.

Бедный студент решает убить старуху-процентщицу, потому что она «никуда не годна», «никому не полезна». Между тем ее убийство будет полезно ему: он спасет мать и сестру, докончит курс, поедет за границу. Раскольников соблазнился утилитарной моралью, выводящей все поведение человека из принципа разумной пользы. Провозвестники этого нового морального кодекса не осознавали его полной безнравственности. Чернышевский и его ученики продолжали считать себя гуманистами и мечтать о счастье всего человечества. Таков же и Раскольников. Совершив «разумно-полезное» преступление, он намеревался потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству». Эту вопиющую ложь «гуманного утилитаризма» Достоевский собирается разоблачить, доказав, что «экономически принцип» приводит не к всеобщему благоденствию, а к взаимному истреблению. Что же это за теория?
Теория Раскольникова
В романе автор представляет теорию Раскольникова о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные люди
Необыкновенные люди
«материал, служащий единственно для зарождения себе подобных»
«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово»
Живут в послушании
Переступают закон во имя лучшего
Эти люди не могут заслужить к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям»
Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь»
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи
Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
Раскольников   в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова. Кто он сам: «тварь дрожащая»  или «право имеет»? Герой не учитывает самого главного: убийство противно самой природе человека.

Основная формула теории Раскольникова:
·         За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения
·         Одна смерть и сто жизней взамен
·         «Да ведь тут арифметика!»
·         Герой ищет ответ на вопрос:  можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?
                                                               Причины преступления
социальные
нравственные
Крайняя степень нищеты героя
Желание проверить теорию
Болезненное и раздраженное состояние героя
Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников)
Всеобщая несправедливость жизни
Боль за униженных бедных, великая любовь к людям
Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье

Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни

Встреча на бульваре с обманутой девушкой

Исторические
Теория выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:
1.
…ну да, чтоб ограбить
2.
…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь…счастлив был!
3.
Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…
4.
Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета… и на новую независимую дорогу стать…
5.
И Я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав…
6.
И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не только деньги нужны были, как другое… Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею…
                                                                         Хроника преступления
Было задумано
Произошло на самом деле
Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома
Чуть не пропустил назначенного времени
Поменять шляпу на картуз
Забыл, пошел в шляпе
Взять топор в кухне
В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника
Должен был быть осторожным и предусмотрительным
Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы
Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету
Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую
На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям
Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием


1.      Две правды в романе
Соня
Раскольников
преступники
Преступает нравственный закон
Преступает уголовный закон
Чтобы облегчить жизнь близких, приносит в жертву себя
Чтобы проверить правильность своей теории, приносит в жертву двух беззащитных женщин
Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения
Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества
Не возмущается и не протестует. Ее удел – незаметное подвижничество
Мания превосходства и вседозволенности
Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами
Свои действия совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

Главные черты Сони Мармеладовой
Самопожертвование
Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся ее жизнь – самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет?» Любовь к ближним лишает ее даже такого выхода, как смерть.
Смирение
Девушка не возмущается и не протестует - она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и ее жизненная сила  во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога.
Всепрощение
Именно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным возрождением. Ее исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение Сони к Раскольникову – это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем, а Соня, по замыслу автора, несет в себе Божественное начало.

Оценочная лексика:
Лужин: Делец. Высокомерный. Притворщик. Себялюбец и эгоист. Деньги – единственный его бог. Нет предела беззастенчивости и наглости. Хочет произвести выгодное впечатление. Готов «преступить все препятствия». Живет по принципу «все дозволено». Угрызения совести и сострадание незнакомы ему.
Свидригайлов: Жестокий, непорядочный, циничный (наглое, бесстыдное поведение и отношение в чему-либо, проникнутое пренебрежением к нормам нравственности и благопристойности). Умный, наблюдательный. Нравственно опустошенный человек.
Раскольников: Резкая смена настроений; чуткость, отзывчивость, боль за человека, острая реакция на несправедливость и зло – холодая раздражительность, равнодушие, даже жестокость. Ранимое сердце, сопричастность к судьбам бедных людей. Болезненно раздражительная натура. Живая и сложная душа. Боец. Интеллегентность. Мечта о совершенстве и гармонии мира. Мысли о праве «сильной личности». Его теория оправдывает «кровь по совести». Мания превосходства и вседозволенности. Убийство – проверка самого себя, испытание. Благородство цели и  бесчеловечность ее достижения. Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. Потрясен случившимся. Чувствует уязвимость своей «теории». Несостоятельность и обреченность индивидуализма. Оказывается виновником смерти матери. Справедливость возмездия.
Вывод:
Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны, совпадают их отношения к Петербургу; одинаково презирают Лужина; оба в женщине ценят самопожертвование. Однако это сходство и взаимный интерес не затрагивает их чувств: Раскольников испытывает глубокое отвращение к Свидригайлову - «грубому злодею», «развратнику и подлецу».
А все же их тянет друг к другу! Свидригайлову Раскольников «любопытен», а для Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.
Оба они преступники. Но, как говорит автор, «даже злодейство не могло у них быть одинаково»: Раскольников сохранил в себе человечность и испытывает жесточайшие муки совести, в то время как Свидригайлов лишен нравственных устоев, морально опустошен.
Итак, Лужин и Свидригайлов, «сильные мира сего», живут и действуют по принципу «все дозволено», т.е. по существу следуют теории Раскольникова. Только у него она облекается в гуманистическую оболочку рассуждений о борьбе за человеческое счастье, а у них откровенно бесчеловечна, цинична.


Домашнее задание на 17 апреля.
Задание выполнять на листочке.
1) Прокомментируйте слова Мармеладова: «Господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше время  даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия».
 Расходятся ли эти слова с авторской позицией? С Библией?
2) Подготовить материал на тему "Теория Раскольникова".

Темы для сочинений
1)    Что поможет в выборе правильного пути?
2)    «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу»  (О.Генри)
3)    «Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека» (Д.С.Лихачёв)
4)    Как легко сбиться с пути…
5)    «У каждого из нас есть только одно истинное призвание - найти путь к самому себе» (Герман Гессе)
6)    Что важнее: любить или быть любимым?
7)    Можно ли обойтись в жизни без любви?
8)    «Тот, кто любит, должен испытать участь того, кого он любит». 
(М. А.Булгаков)
9)    «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф.А. Абрамов)

10)       Какие нравственные проблемы, поднятые в произведении 
Ф.М. Достоевского, Вам интересны? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий