Сборник "Записки охотника"
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1) Прочитать рассказы «Хорь
и Калиныч», «Ермолай и мельничиха»,
«Бурмистр», «Бирюк», «Певцы», «Чертопханов и Недопюскин», «Живые мощи»
2) Заполнить таблицу (все)
Название рассказа
|
Темы, затронутые в рассказе
|
герои
|
Позиция рассказчика
|
Идея рассказа
|
|
|
|
|
|
3) Индивидуальные задания: Заполнить таблицу "Человеческие типы"
Имя героя
|
Внешний облик
|
Социальное положение
|
Краткая характеристика героя
|
Взаимоотношения с другими героями
|
|
|
|
|
|
Герои:
А) Хорь (Смирнов), Калиныч (Гурова)
Б) Ермолай (Шаповалов) и Арина Тимофеевна (Гараева)
В) Пеночкин (Барабаш)
Г) Зверков ( Горбачев)
Д) Софрон Яковлевич (Гагаринова)
Е) Фома Кузмич Бирюк (Куриляк)
Ж) Яшка Турок (Стукановский)
З) Дикий Барин- Перевлесов (Микулов)
И) Чертопханов (Ковалев)
К) Недопюскин (Данильчик)
Л) Лукерья (Маслова)
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
- Замысел романа. Записки в Англии 1860 года: Базаров – «…не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова. Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает… Знает довольно много – энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект – ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки». И.С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 года: «Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей».
- Сюжет и композиция. В центре повествования – фигура Базарова. Все сюжетные
- линии тянутся к нему, в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода,
- в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор
- раскрывает характер Базарова.
БазаровиАркадий КирсановПавел Петрович КирсановАнна Сергеевна ОдинцоваРодители БазароваСитников и Кукшина
Если
расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получится
следующая закономерность:
Марьино
|
Одинцова
|
Родители Базарова
|
Одинцова
|
Марьино
|
Одинцова
|
Родители Базарова
|
Два круга, по которым автор проводит
Базарова
Первый круг
|
|
Приезд в Марьино
|
Вносит диссонанс в привычный
уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»:
«…мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время
полезнее всего отрицать - мы отрицаем».
|
Первая встреча с Одинцовой
|
Анна Сергеевна встречает на
жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и не может быть любви.
«Посмотрим, к какому разряду млекопитающихся относится сия особа», «…этакое
богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», - так отзывается Базаров об
одной из самых красивых женщин.
|
Приезд в имение родителей
|
«Я не понимаю, почему человек
доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается нечего
сказать отцу и матери…» (М. Горький)
|
«Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча
с Одинцовой (Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает
растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не
верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой,
чем чаще происходят их встречи, тем сильнее оказываются чувства Базарова к
Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и
непоколебимости своих убеждений «ломается» при первой же встрече с жизнью.
Базаров выходит из «испытания любовью» обогатившим свою душу. Пусть открытие
в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он
становится после этого более понятным и человечным.
|
|
Второй круг
|
|
Приезд в Марьино
|
Евгений отрицал принципы, а сам
не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его
пренебрежение аристократией оказалось лишь словами, а на деле он не смог
подняться над предрассудками и убеждениями аристократов.
|
Базаров заезжает к Одинцовой
|
Любовь героя отвергнута
Одинцовой, она напугана силой чувств, на которые он оказался способен: «Вы
меня не поняли…» - говорит Одинцова.
|
Базаров у родителей
|
Евгений демонстрирует свое
холодное отношение к родителям, тяготится их заботой и любовью, но скрыть привязанность
и нежность к своим старикам перед смертью он не может.
|
Если первый круг помогает
понять нам положения теории нигилизма, то второй круг становится кругом
«развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный
удар теории нигилизма и самому Базарову
наносит любовь и сама жизнь
|
- Теория
Базарова
Базаров – нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и
теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все:
|
|
искусство
|
«Порядочный химик в 20 раз
полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»
|
Природу как предмет для восхищения
|
«природа не храм, а мастерская,
и человек в ней работник»
|
Любовь
|
«белиберда»
|
И даже…
|
Павел Петрович пытается
уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И
Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:
- Мы отрицает.
-Всё?
-Всё.
-Как? Не только искусство,
поэзию…но и …страшно вымолвить…
-Всё, - с невыразимым
спокойствием повторил Базаров.
Читатель лишь может
догадываться, что стоит за этим категоричным «всё», это и религия, и вера, и
даже смерть.
|
- Основные
конфликты в романе
Отцы и дети
|
Теория и жизнь
|
Наиболее острое столкновение
происходит между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым
|
Главный конфликт в романе – это конфликт героя с самим собой.
|
Базаров пытается построить свою
жизнь на основе теории нигилизма, он уверен, что жизнь можно подчинить
придуманной «головой» теории. Можно прожить без чувств, переживаний, любви,
то есть всего того, что Базаров пренебрежительно называет «белибердой»
|
|
«Автор проводит своего героя по
книге, последовательно устраивает ему экзамены во всех сферах жизни – дружбе,
вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду»
(«Формула жука» П. Вайль, А. Генис)
|
|
Из письма И.С. Тургенева к А.А.
Фету: « Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не
знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция».
|
- Образ
Евгения Базарова в романе
«Новый человек»
|
|
Разночинец по происхождению,
демократ по политическим убеждениям – «новый человек», представитель
поколения «детей» (однако единственный представитель: все другие персонажи
оказываются во враждебном лагере). Отмечается внешняя непривлекательность
«волосатого» студента и его пренебрежение к одежде. Но в герое восхищает
многое другое: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе,
огромная работоспособность. Базаров – медик, собирается продолжить дело отца,
уездного лекаря, увлечен естественными науками (материалистические взгляды
его перекликаются со взглядами Сеченова, Мечникова, Павлова, Боткина). Перед
нами человек труда.
|
|
Революционер
|
|
Является в романе выразителем
идей революционной демократии и противопоставлен либеральному дворянству. Его
политические взгляды сводятся к резкой критике существующего положения в
стране («Исправьте общество, и болезней не будет»). Созидание не считает
целью, говорит: «Сначала нужно место расчистить». Красоту, эстетическое
наслаждение отрицает начисто. Резок в своих суждениях и оценках. Не успев
реализовать себя в жизни, герой только перед лицом смерти избавляется от
своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что жизнь шире и
многообразнее его о ней представлений.
|
|
Теоретик
|
|
Пытается построить свою жизнь
на основе теории нигилизма (уверен, что жизнь моно подчинить придуманной
теории и что можно прожить без чувств, переживаний и любви, т.е. без всякой
«белиберды»). Но в душе героя существуют зародыши всех чувств, которые он
отрицает, среди них и способность любить (влюбляется в Одинцову и чувствует в
себе невозможность противиться чувству). Получается, что главный конфликт в
романе – это конфликт героя с самим собой.
|
|
Народный герой
|
|
Умеет обращаться с мужиками,
просвещать их. У него самого народный склад речи (отмечается простота и
меткость выражений). Его любовь к народу лишена сентиментализма и идеализации
простого русского мужика.
|
|
Сильные и слабые стороны Базарова
|
|
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Тургенев в свое оценке сильных
и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются
продолжением его достоинств. В базаровском отрицании (нигилизме) есть и сила,
и слабость.
|
|
Базарова отличает смелость
критической мысли, отход от незыблемых авторитетов, критика государственной системы. Вызывают уважение
его решительность, убежденность,
смелость, готовность идти до конца. Многие идеи Базарова соответствуют
воззрениям революционных демократов. Взгляды Базарова представляют собой
стройную и логическую систему. «Если Базаров называет себя нигилистом, надо
читать: революционером».
|
У него не существует никакой положительной программы («Мы
только расчищаем место, строить будут другие»), хотя человека не может не
волновать, что будет построено на развалинах. А отрицая то, что на самом деле
заслуживает отрицания, базаров замахнулся на вечные ценности (любовь, поэзию,
музыку), поэтому вступает в конфликт с самой человеческой природой (судьба
посылает ему испытание любовью).
|
В борьбе за новое (в спорах с
Павлом Петровичем) Базаров спокоен, потому что уверен в своей правоте. Он не
хочет спорить, презирает болтовню, бесполезные слова – просто вынужден
отвечать на вопросы Кирсанова ( тогда как его противник рвется в бой,
волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, чувствуя свое бессилие)
|
Наделен острым критическим
умом, но лишен широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он признает
лишь естественные науки, которые ясно и четко объясняют все жизненные
явления. До предела сужает все многообразие и красоту жизни, природы, где нет
места эмоциям, красоте, искусству. Он обедняет жизнь своим практическим
рационализмом.
|
В эпизоде смерти герой показан
стойким, смелым, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он как
бы очищается от всего наносного, избавляется от развязности и черствости. В
финале перед нами титаническая личность. Смерть стала для Базарова
испытанием, в котором раскрываются его
лучшие качества. Герой достойно выдерживает это испытание, внушая к себе
глубокое уважение.
|
Эта титаническая личность,
незаурядная, сильная личность не могла в полной мере реализовать свои
способности. Возникает чувство жалости и сожаления оттого, что безрезультатно
прошла жизнь яркого и одаренного человека из-за узости и односторонности
нигилистических теорий.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий