Урок 1. Биография Л.Н. Толстого
"Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминая о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений!" (Л.Толстой)
Дата
|
событие
|
28 августа 1828
|
Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье.
|
1830
|
смерть матери (во время рождения дочери Марии)
|
1837, январь
|
отъезд семейства Толстых в Москву.
|
1837, июнь
|
скоропостижная смерть отца
|
1841
|
смерть тетушки Александры Ильиничны. Переезд к последней сестре отца Пелагее Ильиничне в Казань.
|
1844
|
Избрав дипломатическую карьеру, Толстой поступил в Казанский университет на отделение арабско-турецкой словесности восточного факультета, однако вскоре перевелся на юридический факультет. К занятиям он относился с равнодушием, что привело к провалу на экзаменах за первый курс. Бросил университет и вернулся в Ясную Поляну.
|
1849
|
успешно сдал два экзамена на степень кандидата в Санкт-Петербургском университете, но отказался от планов на дальнейшее продолжение образования.
|
1850
|
служил в канцелярии Тульского губернского правления.
|
1852
|
вышла автобиографическая повесть «Детство», через два года — «Отрочество» (1854), еще через два года — «Юность» (1857).
|
1852 — 1856
|
находясь на военной службе, побывал на Кавказе и в Крыму, принял участие в Крымской войне, в частности, в героической обороне Севастополя. За военные заслуги был награжден орденом Святой Анны и двумя медалями. Впечатления от пребывания на Кавказе и в Крыму нашли художественное отражение в незаконченной повести «Казаки» (1863) и цикле «Севастопольские рассказы» (1855–1856).
|
1854
|
перевод в Дунайскую армию. Произведен в прапорщики.
|
1855
|
Л. Н. Толстой приехал в Санкт-Петербург, где познакомился с ведущими литераторами этого времени: И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым, А. А. Фетом, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. Н. Островским и др. Общение с ними способствовало его осознанию собственного писательского призвания.
|
1856
|
совершил первую заграничную поездку, во время которой посетил Францию, Швейцарию, Германию. Критические наблюдения над западноевропейской жизнью писатель в художественной форме обобщил в рассказах «Люцерн» (1857). «Альберт», «Три смерти» .
|
1859
|
Открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, в которой сам давал уроки.
|
1860 — 1861
|
осуществил второе путешествие по странам Европы (Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии). В это время писатель приступил к роману «Декабристы», впоследствии переросшему в роман-
Эпопею «Война и мир», работа над которым продолжалась до 1869 г. |
1862
|
Сенат издает указ об увольнении Толстого. За Толстым начинается тайное наблюдение со стороны III-его отделения. Он женится на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Вместе они воспитывали девятерых детей.
|
1872 — 1875
|
активно занимаясь педагогической деятельностью, Толстой составил и выпустил серию соответствующих изданий, куда вошли «Азбука», «Новая азбука» и «Русские книги для чтения».
|
1873 — 1877
|
Работа над романом «Анна Каренина»
|
1881
|
Обратился к царю Александру III с просьбой об отмене казни террористов, убивших царя Александра II.
|
1880-е годы
|
появился ряд толстовских «мятежных» произведений разных жанров: трактат «В чем моя вера?» (1884), всколыхнувший церковные круги, драма «Власть тьмы» (1887), которая была запрещена к постановке на сцене, повесть «Крейцерова соната» (1889), преследуемая цензурой и лишь с позволения царя напечатанная в собрании сочинений писателя. Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого. Переход на позиции патриархального крестьянства
|
1891
|
Толстой отказался от авторских прав на произведения, написанные после 1881 г., что вызвало серьезный конфликт в его семье.
|
1894
|
Толстой отказался от всякой собственности.
|
1895
|
выступил со статьей «Стыдно», в которой осудил телесные наказания крестьян.
|
1899
|
завершил роман «Воскресенье», которому отдал десять лет своего труда.
|
1901
|
Живет в Крыму, лечится после тяжелой болезни, часто встречается с Чеховым и Горьким.
|
1901
|
обратился к царю Николаю II c письмом, в котором призвал ликвидировать частную собственность на землю.
|
1908
|
за границей была опубликована статья Л. Толстого «Не могу молчать!», в которой он решительно выступил против смертной казни.
|
1910
|
В ночь с 27 на 28 октября он тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении дочери Александры Львовны и доктора Душана Маковицкого.
|
7 ноября 1910
|
Лев Толстой умер на станции Астапово Рязанской железной дороги из-за воспаления легких.
Похоронен в Ясной Поляне без участия духовенства.
|
"Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красе его и который всегда был, ест и будет прекрасен, - правда" (Л.Толстой)
Урок 2. Примерные вопросы на знание содержания произведения "Война и мир".
1. 1. Сколько лет охватывает действие в
романе-эпопее «Война и мир»?
- К какому году относятся события в эпилоге?
- Кого из исторических лиц вывел Толстой в романе?
- Почему Безухова зовут не Пётр, а Пьер?
- Называет ли автор своего героя просто по имени - Андрей?
- Если Андрей Болконский обычно выступает под титулом, то Пьер, Наташа, Николай - без. Разве они не имеют титулов?
- Лев Толстой, с одной стороны, признавал, что отразил в Наташе черты двух близких ему женщин (кого?), а с другой стороны, отрицал прототипы: «Князь Андрей - ... , как и всякое лицо романиста, а не писателя личностей или мемуаров». Какое слово пропущено?
- Какую «мысль» любил Толстой, по его словам, в «Войне и мире» и «Анне Карениной»?
- Какие семьи показаны в «Войне и мире»: благородно-наивная, чуждая расчета, «дурацкая порода»; «бессердечная, подлая порода»; аскетически-строгая, высоко интеллектуальная?
- Есть ли в «Войне и мире» «любовные треугольники» и какие?
- Что больше всего ценит писатель в людях - рядовых и великих: «...нет величия там, где нет простоты, ... и ... »?
- О ком сказано, что это «человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени»?
- С чем сравнивается салон Анны Шерер?
- Кто и в связи с чем произнес фразу: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»?
- Через какие искушения проходят князь Андрей и Пьер?
- А какие потрясения и катастрофы переносит Наташа, чтобы наконец обрести счастье?
- В чём разница между самопожертвованием Наташи и жертвенностью Сони?
- Когда князь Андрей приходит к выводу: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь», «чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе»?
- Встретился ли Андрей Болконский с Анатолем Курагиным и отомстил ли ему?
- Когда две любящие князя Андрея женщины встретились у его постели, то почувствовали друг в друге «поэзию покорности и самоотвержения» и «поэзию веры в жизнь и наслаждения жизнью». Кто в ком и какую поэзию?
- Кто с кем и из-за чего стрелялся на дуэли и чем она закончилась?
- «С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось ...» О каком убийстве идёт речь?
- Кем решает стать Пьер, ощутив в себе «скрытую теплоту патриотизма»?
- Парадоксально, что плен принёс Пьеру не столько потери, сколько приобретения и чувство освобождения. От чего?
- О ком из героинь говорится, что она «не удостаивает быть умной» и что «сущность её жизни - любовь»?
- Каким наукам обучал старый князь Болконский свою дочь?
- В ком Толстой видит «ту высшую человеческую высоту», с которой он «направлял все силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их»?
- Чьими глазами мы видим Кутузова во время военного совета в Филях?
- Какое распоряжение отдает он на совете: «...властью, вручённой мне моим государем и отечеством, я - приказываю ...»?
- О ком и по поводу чего в романе сказано: «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер»?
- В эпилоге Пьер говорит: «Пока есть жизнь, есть и ... ». Что?
(на 27 сентября 2017)
Этапы жизненного пути князя Андрея
(при ответе использовать текст романа)
1. Война 1805 -1807 годов (материал изучен)
2. После войны: смерть жены и рождение сына. Открытие
богатства мирной жизни. (Смирнов)
3. Встреча с Пьером Безуховым. (Барабаш)
4. Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном и влияние на
князя Андрея природы (дуб и размышления
князя до и после посещения Отрадного) (Гурова и Гагаринова)
5. Любовь к Наташе Ростовой (Маслова)
6. Служба в комиссии Сперанского. (Федоров)
7. Участие в войне 1812 года. (Стукановский)
8. Прощение Анатоля Курагина, возрождение любви к Наташе.(Киселевич)
9. Смерть Андрея Болконского. (Макагоренко)
Домашнее задание для всех на листочках (на 28 сентября)
Счастливые минуты в жизни князя Андрея
Сам князь Андрей в наиболее острых жизненных ситуациях
какие-то события из своей жизни называет «лучшими, чистыми, счастливыми». Формулировка
темы указывает только на предмет рассуждения – «Счастливые минуты»… А что утверждать
о них, это надо решить самостоятельно. Необходимо вспомнить, какие моменты в
своей жизни князь Андрей переживает как счастливые, выяснить, что общего во
всех этих минутах.
Обратите
внимание на те главы «Войны и мира», в которых князь Андрей говорит о
счастливых моментах своей жизни:
1.
Аустерлиц (том 1,
часть 3, гл. 16 и 19)
2.
Свидание князя
Андрея с Пьером в Богучарове (том 2, часть 2, главы 8,12,13)
3.
Первая встреча с
Наташей (том 2, часть 3, глава 2 и 3)
4.
Встреча с Наташей
в Петербурге ( том 2, часть 3, глава 10)
5.
Сближение с
солдатами и офицерами полка, 1812 год (том 3, часть 2, глава 5)
6.
Свидание князя
Андрея с Кутузовым в Цареве- Займище (том 3, часть 2, глава 16)
7.
Накануне
Бородинского сражения (том 3, часть 2, глава 36)
8.
На операционном
столе (том 3, часть 2, глава 37)
9.
Встреча с Наташей
в Мытищах (том 4, часть 1, глава 32)
Проанализировав эти главы, вы должны ответить на
вопрос «Что общего во всех счастливых минутах князя Андрея?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий